Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями (изостудия)
Чем бы ни занимался в своей жизни «особый» ребенок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни довлели в его судьбе – он заслуживает достойного существования и способен к полноценной самореализации, если окружающий его мир признает возможности творческой реабилитации.
Дети-инвалиды не такие, как все. Они рисуют, лепят, мастерят.Их рисунки наполнены эмоциями до отказа: это радость, слезы, изумление, восторг и боль. Они пытаются говорить с нами на языке искусства.
Главная проблема, с которой сталкиваются дети-инвалиды – это непонимание, отторжение от общества, отсутствие общения со сверстниками. Между тем, эти дети, особенно, если они одарены талантом, воспринимают этот мир острее, ярче и глубже, чем их здоровые сверстники. Они вдумчивее, усерднее и внимательнее, так как их физические возможности ограничены.
Творчество, как показывает опыт, — одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Именно творчество, являясь великолепным стимулом, позволяет повысить самооценку и развить физические и умственные способности, положительно влияет на становление личности и социализацию индивидуума. Причем уровень, которого достигают в творчестве многие дети, благодаря своей силе воли, неунывающему и оптимистическому отношению к себе и своей жизни; конечно же, поддержке окружающих, повергает в изумление и стремление каждого человека достичь максимальных высот своего развития, быть полноценной личностью, востребованным и уважаемым членом общества, а у людей с особыми потребностями эти желания выражены острее. И наша общая задача – помочь им в этом.
Занятия творчеством дают возможность даже самому слабому по состоянию здоровья ребенку поверить в свои силы, свои способности, суметь сделать чудо своими руками. Главная задача – увлечь творчеством, подобрать и предложить им тот материал и вид деятельности, с которым они смогут справиться самостоятельно. Навыки, полученные на занятиях, конечно же пригодятся в реальной жизни, в конце концов они позволят скрасить быт, занять свободное время. Дети на занятиях получают прежде всего положительные эмоции, которые являются лучшими лекарствами.
Цель занятий – стимулирование творческого потенциала детей , как необходимого элемента социального и культурного развития
Есть много способов заставить работать воображение ребенка и помочь ему начать творить. Это важно, так как начиная творить, фантазировать, ребенок включается в состояние творческого процесса. Состояние творческого процесса вполне доступно ребенку, нужно только его подтолкнуть.
Во время творческого процесса у человека изменяется восприятие времени, оно как бы исчезает и мы его не замечаем, снижаются болевые ощущения, человек уходит в свой внутренний мир. Пропадает усталость, ребенок желает закончить свое произведение. Интерес и энтузиазм творчества повышают адаптивные функции организма, включают внутренние резервы, помогающие выздоравливать хотя бы психологически.
Творческая реабилитация является неотъемлемой частью социальной реабилитации, так как реализует потребность детей-инвалидов в общении, способствует их успешной интеграции в социуме, позволяет получить профессиональные навыки. Все это формирует возможность независимого образа жизни и способствует развитию личности ребенка-инвалида, т. е. обеспечивает его социальную реабилитацию.
Данный материал подготовлен в рамках проекта «Мы хотим дружить», который реализуется Благотворительным фондом содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан «Дом надежды» за счет средств «Фонда президентских грантов»