Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей с ОВЗ, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если в группе ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.
Часто дети используют агрессию для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Дети для развития нуждаются как в положительных, так и в отрицательных эмоциях. Как правило, хвалят детей гораздо реже, чем наказывают. Если ребенок ведет себя хорошо, то в группе не обращают на него внимания, а если плохо – наказывают. И тогда ребенок любым способом пытается обратить на себя внимание, пусть даже негативное. Поэтому дети «становятся неблагополучными», агрессивными из-за невозможности каким-либо иным способом получить внимание.
Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Причины детской агрессии
• Соматическое заболевания, нарушения работы головного мозга;
• Проблемы в отношениях внутри семьи (ссоры, конфликты между матерью и отцом, нет совместных интересов);
• Агрессивное поведение родителей не только дома, но и в социуме;
• Отсутствие единства в воспитаний, а так же непоследовательность;
• Недостаточное развитие интеллекта;
• Высокая степень возбудимости.
Так же часто мы задаем вопрос — Как убрать агрессию у ребенка?
«Скорая помощь» в общении с агрессивным ребенком.
• Постарайтесь встать или присесть на уровне с ребенком, и смотреть глаза в глаза, при этом обнимая его. Чтобы ребенок почувствовал, что вы его любите.
• Остановите занесенную для удара руку малыша, удержите за плечи, и твердо скажите «нельзя», объясняя, почему нельзя;
• Отвлеките внимание малыша интересной игрушкой или каким-либо занятием;
• Используйте мягкое физическое манипулирование (спокойно возьмите ребенка на руки и унесите его с места конфликта);
• Создайте ситуацию, чтобы ребенок мог перенести свой гнев на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи бумажные шарики и т. п.);
Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком обратной связи.
Для этого используются следующие приемы:
— констатирующий вопрос («ты злишься?»);
— раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
— обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
— апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»);
— Метод «Диктанта» особенно хорош с детьми ОВЗ. Проговариваем методом диктанта, что хотим получить, то и проговариваем.Например: Идем по улице спокойно и здороваемся.Представьте ситуацию: собака не гонится за кошкой. Что происходит? Вариантов множество собака лежит, спит и т. д.
— Метод с частицей «Не». Часто мы совершаем, ошибку используя в своем рационе частицу «НЕ». Как же слышит ребенок Частицу «НЕ».Например: Вы говорите, не беги по лужам. А наш мозг слышит, слово беги, не кради — кради, не кричите – кричите.
Со словом «Нельзя» (обязательно должна быть альтернатива). Объясняем, почему нельзя.Например: нельзя залазить на подоконник. Ребенок обязательно заберется на окно. А нужно сказать ребенку, встать на стул и посмотреть в окно.
Проводился эксперимент в детском саду с детьми с 4 лет. Детям позволили потрогать игрушки. Затем перегородили скамейками игрушки и сказали туда нельзя без альтернативы. 70% детей идут туда куда нельзя.
Как можем спровоцировать ребенка на агрессию?
Спровоцировать ребенкаможем просто вопросом: Почему ты не собрал игрушки? И вопрос «Почему»? Заставляет оправдываться, вызывают агрессию. Попробуйте избегать этих вопросов в быту, чтобы не провоцировать ребенка.Как можно изменить этот вопрос: Что-то у нас игрушки разбежались по комнате; ты был занят и поэтому не собрал игрушки; что-то случилось, ты забыл убрать за собой и т. д.
Способы выражения (выплескивания) гнева
· Громко спеть любимую песню.
· Используя «стаканчик для криков», высказывать все свои отрицательные эмоции.
· Налить в таз воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мягким, надувным мячом.
· Пускать мыльные пузыри.
· Полить цветы.
· Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
· Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.
Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в подвижные игры (для того, чтобы выпускать энергию).
Проект «Мы хотим дружить» реализуется за счёт средств « Фонда президентских грантов»