Часто родители задаются вопросом: А всё ли в порядке с моим ребёнком? Нет ли каких либо нарушений или отклонений? Безусловно, точный ответ может дать только специалист, то есть детский врач-психиатр или клинический психолог. То есть тот специалист, который обладает специальными знаниями по детской психиатрии. Но есть некоторые признаки, наличие которых может говорить об определённых психических нарушениях.
Психические нарушения отличаются от психологических нарушений тем, что требуют лечения (фармакология+ психотерапия), а не коррекции (психотерапия). Иначе говоря, психические нарушения проявляются у психически больных детей, а психологические могут встречаться и у психически здоровых. В зависимости от возраста ребёнка, признаки психических нарушений проявляются по-разному.
Младенческий возраст (0-1 года).
В этом возрасте, психические расстройства проявляются в соматовегетативных, двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушениях.
Соматовегетативные: нарушения пищевого поведения — отказ от пищи, снижение аппетита или наоборот увеличение, когда ребёнок постоянно голодный, кишечные колики, различные формы аллергии, астма, нарушения сна, когда ребёнок не спит днём или часто просыпается ночью (более 4-5 раз).
Двигательные : тики (непроизвольные, повторяющиеся мышечные сокращения), двигательная «буря» (чрезмерное количество бессистемных движений руками, ногами, иногда всем телом), обездвиженности, расторможенности.
Эмоциональные : ночные кошмары, когда ребёнок просыпается и кричит, долго не может успокоиться, не признаёт мать и отказывается от груди или начинает плакать ещё во сне, с закрытыми глазами, в народе это называется младенческий испуг. «Реакция горя» возникает при утрате или отлучении от матери, проявляется в «не ведении» окружающих людей, когда ребёнок не реагирует на улыбку, голос, прикосновения других людей.
Поведенческие: утрата приобретённых раннее навыков и речи (гуления), регресс (например: ребёнок перестал держать головку, хотя раньше успешно поднимал её, престал держать в руках игрушку ), различные формы протеста – молчание, прекращение игры, негативизм.
Младший дошкольный возраст(1-4лет).
Прежде всего, это возникновение различных страхов. В норме чувство страха может возникнуть как реакция на эмоционально значимое событие (громкий неожиданный звук, отсутствие матери и т.д.), при психических нарушениях страх характеризуется, тем что ребёнок испытывает страх без видимых на то причин, пугает сразу всё! Приступообразные плач, ночные ужасы, когда ребёнок долго не может успокоиться, отпихивает мать и не понимает где находиться.
Различные формы аутоагрессии – битьё головой об пол или стену, щипание, кусание себя. Жалобы на головные боли, боли в животе, тики(не произвольные мышечные сокращения), энурез(не держание мочи у детей старше 3 лет), энкопрез (не держание кала у детей от 3 лет).
В эмоциональном и поведенческом отношении это возвращение к более простым формам игры. В норме фантазирование проявляется в виде игрового перевоплощения или придумывание различных историй и является неотъемлемой частью здорового развития ребёнка. Для патологического фантазирования характерно то, что ребёнок не отличает фантазию от реальности, он как бы не может выйти из игры. Ребёнок строит своё поведение, общение, отношение к окружающим, исходя из качеств персонажа, с которым он себя олицетворяет. Часто ребёнок начинает называть другим именем не только себя, но и родителей, наделяя определёнными ролями, вне зависимости от их желания. Это происходит постепенно, и долгое время может восприниматься родителями просто как игра. Стоит учитывать, что патологическое фантазирование в ряде ситуаций возникает, как компенсаторный механизм, например ребёнок, который потерял родителей, представляет, что его родители рядом с ним любят и заботятся. Постепенно фантазии принимают гипертрофированный характер, влияют на поведение и общение ребёнка.
Старший дошкольный возраст(5-7лет).
Конкретизация страха, если раньше ребёнок боялся всего и сразу, теперь он может рассказать, что именно его пугает, происходит усложнение фабулы страха. Появляется тревога и тревожные мысли: а вдруг произойдёт пожар? Или вдруг мама потеряется? А что будет, если я умру? Такие мысли часто беспокоят больного ребёнка, не дают ему подолгу уснуть и тормозят его мотивацию, вследствие этого, снижается активность. У дошкольников также усложняются физические жалобы, например живот уже не просто болит, а колит, режет, ребёнок может показать, где именно и подробно рассказать, как именно он болит. Патологическое фантазирование у детей дошкольного возраста протекает с образным перевоплощением в сказочных героев, животных, неодушевлённые предметы или детей противоположного пола. Как правило в возрасте 4-5 лет ребёнок играет роль героя, освобождающего людей от дракона, побеждающего Бабу-ягу, волка, Змея Горыныча. Снижение побуждений, мыслительные навязчивости, агрессивность. Начиная с 5-6 летнего возраста сюжет и смысл меняется, усложняется, но главное остаётся не измененным – ребёнок в этой системе играет центральную роль, присваивая названия городам, начиная и прекращая войны, усовершенствуя человечески организм, открывая новые законы. При этом они жестикулируют, не прерывно рисуют схемы и планы, отражающие военные события, вслух или про себя проговаривая все действия и события. Патологическое фантазирование может иметь садистический и депрессивный характер, тогда сюжет строится на казнях, похоронах, мировых катастроф, а внешне ребёнок ведёт себя враждебно, агрессивно или в случае депрессии – замкнуто, молчаливо, отрешенно.
Младший школьный возраст (7-11 лет).
В этом возрасте становятся очевидны мыслительные расстройства, которые влияют на успеваемость ребёнка, кроме того возникает так называемая «школьная фобия», когда ребёнок боится идти в школу, в то же время приступы раздражительности и злости, истерические реакции, заметное снижение побуждения (ничего не хочется). В этот период кроме сложностей в обучении становятся очевидными психосоматические расстройства (о них вы можете прочитать в моей статье ссылка ). И если до этого времени родители, не обращали внимания на определённые «странности» в поведении и здоровье ребёнка, то в младшем школьном возрасте родители уже начинают понимать, что с ребёнком что-то не так. Чаще всего, именно в этот период, родители узнают о диагнозе ребёнка. В этом возрасте может появиться ещё один аспект психического расстройства – это бред чужих родителей. В основном он проистекает на фоне тревожной депрессии с чувством заброшенности , уверенностью ребёнка в том, что мама к нему «плохо относиться», «не любит» его, возможная фабула – его подменили в роддоме, маму заколдовали, а это не его родная мама. Это «понимание» наступает внезапно, как озарение , и подтверждается бредовой интерпретацией, выборочных фраз сказанных матерью, или галлюцинаторными воспоминаниями.
Говоря о психических расстройствах в детском возрасте нельзя не сказать и об ещё одном проявлении, а именно – сверхценные увлечения. Они различны по тематики и различаются в зависимости от возраста и интеллекта ребёнка. Например, дети дошкольного возраста могут часами выстраивать длинные цепочки из определённых игрушек, при чём, если их спросить они не смогут толком объяснить для чего этого им. Или же прослушивание одной и той же песни или стихотворения. Если у ребёнка высокое интеллектуальное развитие то его привлекает чтение энциклопедий, заучивание определений из словарей, математические расчёты, составление схем и т.д., при этом школьные занятия выполняются не охотно и тяжело. Проблема в том, что эти увлечения опасны тем, что начинают приобретать сверхценное значение, то есть почти все мысли ребёнка заполнены этими идеями.
В заключении хотелось бы сказать что, если вы увидели в поведении своего ребёнка те или иные особенности, описанные в этой статье, не стоит ставить предварительный диагноз, точно определить состояние ребёнка может только специалист.