В тексте одной из песен Высоцкого есть фраза, что он голове порой руками помогал, а у Канта есть прямое утверждение, что руки – это продолжение разума. Известны и более распространенные определения, что движение – это не что иное, как сама жизнь, а также чтобы стать мудрым, надо работать с помощью рук, а чтобы работа рук приносила пользу, надо уметь работать головой.
Эти на первый взгляд парадоксальные утверждения говорят о тесном взаимодействии физических движений, тех же рук и пальцев с функциями головного мозга.
Поэтому наш обзор – об организации кистевой моторики, которую называют мелкой для поддержания на высоком уровне интеллекта взрослых и, чтобы защитить пожилых людей от деградации ума, что является следствием старения организма.
Моторика в переводе с латыни – это движение. Эскулапы под моторикой подразумевают двигательную активность, как всего организма, так и отдельных его органов. Это определенная последовательность тех или иных высокоточных движений, которые нужны для того, чтобы выполнить ту или иную, как физическую, так и умственную работу.
Исторический экскурс о влиянии мелкой моторики на показатели умственного развития
Еще во II веке до отсчета новой эры китайская медицина овладела знаниями о влиянии моторики рук и пальцев на развитие умственных способностей. Именно тогда древние китайцы заметили, что упражнения с помощью рук, как и манипуляции массажа пальцев приводят в гармоническое равновесие разума с телом человека, положительно влияя на его умственные способности.
При этом тот или иной палец руки имеет свои сферы влияния на ту или иную часть коры головного мозга. И благодаря развитию мелкой моторики в мозгу человека происходит отображение его тела, и все умственные функции находятся в прямой взаимосвязи с тренированностью, как пальцев, так и рук.
Пальцы имеют множество рецепторов, которые посылают различные импульсы в центры нервной системы человека. Поэтому, если на них определенным способом воздействовать, то можно оказывать влияние на органы, которые с ними связаны.
Например, осуществляя манипуляции массажа больших пальцев, можно повысить деятельность мозга. Воздействовать на желудок можно, массируя указательные пальцы. А средние пальцы, если делать им массаж окажут влияние на кишечник. Что касается безымянных пальцев, то они связаны с работой почек и печени. Мизинцы благотворно влияют на сердечную систему.
Осуществляя массаж кистей, или регулярно тренируя их, тем самым оказывают влияние, как на внутренние органы, приводя их в тонус и, стимулируя иммунную систему, так и поддерживая умственную и речевую деятельность.
Увлечения, связанные с мелкой моторикой, которые стимулируют умственную активность
Одними из самых эффективных занятий для поддержания мозга в тонусе являются разные формы рукоделия, начиная от бисероплетения и макраме и, заканчивая обыкновенной вышивкой. При этом существует прямая зависимость, что чем утонченнее рукоделия, тем выше их результативность воздействия на интеллект.
Точные движения рук, кистей и пальцев не только развивают память, благотворно влияют на мышление, но и являются механизмом снятия стрессов и нервных напряжений.
Наиболее приемлемыми занятиями, развивающими мужскую моторику, являются хобби по изготовлению различных моделей техники, резьба деревянных поделок, изготовление ювелирных изделий.
Помимо увлечений для поддержания умственной активности существуют специальные упражнения, которые при регулярном их выполнении повышают функциональные возможности мозга:
- улучшают память,
- развивают согласованную работу полушарий мозга,
- повышают скорость мышления, скорость принятия решений, скорость реакции,
- выстраивают новые нейронные связи в коре головного мозга.
В качестве итогов можно сделать такой вывод, что взрослым людям для поддержания умственной активности следует тренировать мелкую моторику не меньше, чем детям.